Школа с 0 по 6 класс
— «Я люблю свою школу. Я хочу в школу», – все родители мечтают услышать эти слова. Однако очень часто реальность отличается от желаемого, особенно когда дети идут в школу с традиционной системой образования.
— Давайте представим на минутку, что это за школа, в которую дети любят ходить, которая отвечает потребностям ребёнка и родителей…
Итак, почему стоит выбрать для своего ребёнка нашу школу

- Я хочу, чтобы мой ребёнок умел делать выбор и понимал, что такое работа.
Когда дело доходит до университета, дети впервые становятся перед выбором, который они никогда не делали. Когда ребёнок учится в школе, его не учат прислушиваться к себе: «А что мне сейчас интересно? Чем я хочу заниматься?». Когда ребёнок каждый день в Монтессори-классе делает выбор, он учится понимать и осознавать, что такое выбор. Он учится принимать решение и нести за него ответственность.
Другая сторона этого вопроса – дети понимают, что такое работа. После каждого урока учитель даёт время обдумать информацию, исследовать её и обсуждать в группе или с другом, с учителем. Потом педагог предлагает расширяющие занятия по этой теме, которые закрепляют понимание, и тем самым дети учатся работать. При этом они делают это с удовольствием. Все
ли взрослые работают с удовольствием?

- Я хочу, чтобы мой ребёнок умел завершать работу.
Многие слышали о Монтессори-системе, где ребёнок доделывает свою работу до конца. Это логическое завершение процесса помогает ребёнку в возрасте до шести лет упорядочить свои мысли. Когда ребёнок приходит в Монтессори-класс, этот порядок помогает ему ориентироваться в своих желаниях и поступках.
Мы часто наблюдаем в нашей повседневной жизни людей, которые не могут завершить начатое дело; студентов, которые не могут подготовиться к экзаменам; учеников школы, которые вообще не могут делать домашнюю работу без надзора родителей. Все это корнями уходит в такие простые вещи, как порядок в голове.
Позже в школе этот процесс еще больше усугубляется. Наверняка каждый из вас помнит в своей жизни такой момент школьных лет, когда вам что-то очень понравилось (например, эксперимент на химии), но звенит звонок, и хочешь ты это делать или нет, интересно тебе или нет, ты должен всё убрать и остановить процесс исследования. Вот так и в жизни — мы видим примеры людей, которые стартуют бизнес-проект или что-то другое, а потом бросают на середине или уже перед самым завершением. Очень часто это похоже на звонок, по которому интерес у человека пропадает к тому, что он делает.
Интересен тот факт, что в Монтессори-школе нет перемен и нет звонков. Ребёнок завершает работу тогда, когда он исследовал процесс до момента полного удовлетворения голода к познанию данной темы. Это помогает ему быть сконцентрированным на своей задаче до самого завершения. При этом в конце работы он чувствует огромный прилив сил, которые помогают ему браться за следующую задачу. Это удивительный факт, который можно наблюдать в классах Монтессори.

- Я хочу, чтобы мой ребёнок был способен к самоорганизованности и самообучаемости.
Мы живем в век информационных технологий и очень большого потока информации. Сейчас можно научиться практически всему, не выходя из дома, но для этого нужно уметь искать информацию и быть сконцентрированным на своей цели поиска.
Этому в школе вообще сейчас не обучают. Дети открывают учебник на определенной странице, которую оглашает учитель и делают ровно столько, сколько сказал учитель.
Потом дети приходят в университет, где им говорят, что теперь 10% времени составляет очная передача знаний, а 90% – самостоятельная работа! Но они не умеют работать без указки, что нужно читать и до какой страницы. И оказывается, что школа даже близко не готовит к этому.
В Монтессори-школе задача педагога – заинтересовать детей в определённой теме, подготовить среду для поиска (книги по этой теме, инструменты для исследования и экспериментов, бумага, свобода в глубине исследования и т. д.). И самое главное – их учат искать информацию: как пользоваться энциклопедией (оглавлением, алфавитным указателем), как выявлять главную мысль в тексте, как конспектировать изученный материал и так далее. Кстати об энциклопедиях: почти у каждого ребёнка дома они есть. Но как часто вы в них заглядывали, когда были ребёнком?

- Я хочу, чтобы мой ребёнок был внутренне развит.
Несомненно, академические знания нужны для развития кругозора и критического мышления. Но! В Гарварде проводят опрос выпускников для отчётности, насколько успешными становят их выпускники. Так вот, проведя опрос на тему: «Что вам больше всего помогло в достижении успеха: полученные академические знания или факультативные (спорт, различные клубы, психологическое развитие личности и так далее), были получены неожиданные результаты: 80% выпускников сказали, что именно личностное развитие помогло им добиться успеха в их жизни. Почему?
Да потому что мы учимся всю жизнь и развиваемся всю жизнь. Но если мы не умеем учиться, если мы не умеет концентрироваться на задаче, если мы не умеем доделывать работу до конца, то мы просто не в состоянии реализовать полученные нами академические знания.
Сейчас в школе сложилась ситуация, когда детям дают академические знания, но не учат их, что с ними делать, как учиться, как самоорганизовываться, как работать в группе, как искать идеи и воплощать их, как следовать своему интересу, как преодолевать сложности.
Да, в Монтессори-классе тоже есть академический план работы каждого ученика, но он индивидуален, он учитывает интерес ребёнка, он позволяет ему идти настолько глубоко в свой интерес, насколько его туда тянет.

- Я хочу, чтобы мой ребёнок был лидером или профессионалом.
В Монтессори-школе дети работают в группе, причём эта группа разновозрастная, и в то же самое время — индивидуально. Как часто мы слышали: не смотри к соседу, не разговаривай с соседом, слушай только учителя, а в жизни мы работаем в коллективе, где у каждого есть свои задачи. При этом кто-то является лидером, а кто-то хорошим исполнителем.
В Монтессори-классе деятельность организована так, как мы видим это в нашей жизни. Мы работаем с людьми старше нас и младше нас, мы распределяем задачи между людьми, мы выполняем свою часть задачи или ставим эти задачи. То же самое происходит в жизни Монтессори-класса. Когда дети изучают что-то, то в первую очередь они распределяют роли (это происходит естественным образом): кто будет координатором проекта, кто будет искать информацию, кто готовить плакат, кто обобщать информацию и так далее. При этом немаловажно, что, если ребёнок не понял тему, он может пройти её ещё раз, или ребёнок постарше может её объяснить.

- Я хочу, чтобы у нас с ребёнком были крепкие и доверительные отношения.
В силу того, что в школе Монтессори нет домашних заданий, у детей есть возможность общения с родителями вечером. Общения о том, что такое жизнь, как в ней ориентироваться и как достигать успеха, а не о том, сколько упражнений задали по математике.
С 11–12 лет дети могут участвовать в бизнес-процессах и уже учиться жить и ориентироваться в этом мире. Если у них нет этого времени, то они обречены: реальную жизнь они узнают только по окончании университета (или на последних курсах), набив себе при этом много шишек.

Что даёт Монтессори школа?
- Академические знания, которые изложены глубоко и системно, с пониманием ребёнком каждого этапа и каждой темы, которую он проходит. В этом ему помогают индивидуальный план развития и продуманные материалы.
- Умение работать/заниматься не от звонка до звонка, а до логического конца/внутреннего понимания, что всё!
- Умение завершать свою работу, даже если это большой глобальный проект. Разделение большой задачи на подзадачи, делегирование и систематизация.
- Умение работать в команде как лидер или как исполнитель, при этом нести ответственность за взятые обязательства.
- Умение искать информацию в потоке информационного шума (Интернет, игры, реклама и т. д.), а именно умение фокусироваться на задаче, не отвлекаясь на посторонние «шумы».
- Умение самоорганизовываться/планировать.
Спросите себя по каждому пункту: важно ли это для меня как для родителя?
Яна Ермалукова